Эссе по случаю Вамика Волкана

Варвара Гринёва

психоаналитик
В описанном случае Волкан работает с субъектом, функционирующим на невротическом уровне организации. Волкан пишет «У Гейбла не было разрыва с реальностью. У него были свои торможения и тре­вожность, но он прекрасно понимал, кто он такой».

У Гейбла есть некоторые симптомы: «кардионевроз», боязнь оставаться с отцом наедине, боязнь заниматься сексом после одиннадцати. Эти симптомы настолько безобидны для окружающих, что Гейбл даже не выглядит хоть сколько-нибудь странным, а, напротив, пользуется популярностью.

Правда, вовлекаясь в трансферный невроз, он начинает вести себя похоже на психотика, мучаясь паранойей и видя преследующие ботинки Волкана у себя в окне или же в течение десяти сессий символически отрезая пенис Волкана. Но то, что Гейбл все-таки невротик, а не психотик, нам подсказывает то, что, когда сессия заканчивается, он все-таки перестаёт делать «чик-чик».
Что особенно обратило на себя моё внимание в этом тексте – это искусная своевременность интерпретаций Волкана. Много раз в тексте он говорит о том, что он сразу понял символическое значение материала, принесенного Гейблом, но он оставляет интерпретацию «про запас», и выдает её только когда чувствует, что Гейбл способен воспринять её.
В начале анализа, как и полагается, Волкан обращается в основном к связывающим интерепретациям, например, на второй сессии он не интерпретирует порез как самокастрацию, поскольку терапевтический альянс еще не достигнут, вместо этого он интерпретирует работу Гейбла по строительству дорог как желание пройти новый путь - путь психоанализа. Также, вскоре, в ситуации, когда мы можем наблюдать свидетельство зарождения переноса, когда Гейбл описывает своё первое сновидение об игре в пинг-понг, Волкан не интерпретирует перенос, а снова реагирует связывающей интерпретацией, проясняя для Гейбла цели и метод психоанализа.
Меня в тексте особенно заинтересовала интерпретация фантазии Гейбла о том, что он воин на вершине холма, а «иностранец» хочет захватить холм. Волкан даёт Гейблу поверхностную интерпретацию этой фантазии – он говорит о том, что Гейбл в детстве с помощью игр в солдатиков, возможно, поддерживал связь с уехавшим отцом. Он не раскрывает перед Гейблом все карты и не говорит пока о том, что захватчик – это его отец, он сделает это позже, когда Гейбл будет к этому готов. Точнее, Гейбл и сам начнет это осознавать.
От себя по поводу интерпретации этой фантазии хочу добавить, что здесь как раз мы можем видеть переносные реакции, и нападающий на холм иностранец это не только отец, желающий отобрать у Гейбла мать (холмы – женская грудь), но и сам Волкан – турок – иностранец (который, конечно, тоже репрезентует отца). Думаю, тут проявляется и сопротивление анализу: если перевернуть холм, то получится, что Гейбл защищает глубины, то есть своё бессознательное от нападок Волкана, от попыток раскрыть его «тайны», а его тайна – это мать – об этом, опять же, свидетельствует холм-грудь. Гейбл, также испытывает гомосексуальные страхи, рассказывая свое сновидение Волкану, он, по сути, угрожает ему, говоря, что он готов отдать жизнь, защищая себя от попытки Волкана проникнуть в него.
Вскоре Волкану выдается случай выдать глубокую интерпретацию связи детского невроза Гейбла и его неспособности заниматься сексом после одиннадцати вечера. Интерпретация была настолько точна, что произвела на пациента очень сильное впечатление. Эта интерпретация раскрыла Гейблу глаза на его эдипальный конфликт и на последующий сеансах он стал приносить много материала на эту тему. Он вспоминал и расспрашивал родителей, пытаясь восстановить картину своих воспоминаний. Вообще, Гейбл, на мой взгляд, предстал так называемым «хорошим пациентом» - он был очень заинтересован в анализе и активен, сам старался сделать что-то, чтобы достичь большего понимания, Волкан не раз замечает, что он проявлял инициативу без каких-либо просьб Волкана.
В трансфере Гейбл практически сразу перенес на Волкана образ отца, и к концу первого года анализа трансферные проявления становились все интенсивнее. Гейбл «сражался» с Волканом, пытаясь кастрировать его интеллектуально, показывая своё превосходство в знании литературы, он пытался кастрировать его, проецируя его пенис на предметы мебели кабинета. Волкан позволял Гейблу играть в эти игры и именно они дали ему понять, что Волкан не опасен, а значит, не опасен и отец.
Контртрансфер Волкана ярко проявился, когда Гейбл заставил его чувствовать себя невежей из-за незнания английской литературы, и он почти поддался и чуть не стал читать книги, о которых говорил Гейбл. Но, отследив свою контртранферную реакцию, он решил не делать этого, дабы дать Гейблу это преимущество, в котором он столь сильно нуждался, подобно тому, как родитель, играя с ребенком, даёт ему выигрывать и формирует опыт достижений и положительную самооценку. Гейбл то нападал на Волкана, то кастрировал себя за это, и это продолжалось длительное время, Гейбл проигрывал один и тот же эдипальный сценарий – подчинение отцу прежде чем идентифицироваться с ним.
В начале второго года анализа Гейбл собрал достаточно данных, чтобы Волкан мог дать ему более грубокие интерпретации относительно его эдипальной фиксации и относительно их трансферных отношений, и вместе с тем, чтобы Гейбл мог их воспринять. После этих интерпретаций динамика аналитических отношений стала развиваться в еще более позитивном ключе и у Гейбла пропали почти все симптомы, с которыми он пришёл к Волкану: он «подружился» с отцом, его перестали мучить сны о ковбоях, снизилась его тревожность.
Правда, остался симптом, касающийся одиннадцатичасового секса, и когда Гейбл сам решил заняться его разрешением, трансферный невроз стал очень напряженным и Гейбл испытал разрыв с реальностью, считая, что Волкан заглядывает ему в окна после одиннадцати.
Особенно меня заинтересовал факт того, что после секса после одиннадцати Гейбл подкреплялся чипсами. И разве мог он выбрать что-то другое вместо чипсов? Конечно, нет! Ведь в самом начале терапии он обвиняет мать в том, что она его избаловала, она давала ему чипсы каждый раз, когда он просил. Его мать с точки зрения объектных отношений – типичный идеальный объект, грудь, дающая молоко всегда, когда он только пожелает.
Получается, совокупившись с женой (в своей фантазии, конечно, с матерью, так как если бы этой фантазии не было, он бы не испытывал страха и вины), Гейбл отправлялся в гостиную и там снова совокуплялся с матерью/пачкой чипсов. Разумеется, это весьма неловко, если кто-то заглянет в окно и увидит, что он занимается сексом с матерью. Но почему бы Гейблу тогда не перестать есть чипсы, если он боится, что аналитик/отец его за этим застанет? Потому что это провокация, и Гейбл хочет, чтобы аналитик/отец знал о том, что он делает. Потому что а) он жаждет разрешения эдипального конфликта, он жаждет знать, что он может быть мужчиной, несмотря на то, что отец тоже мужчина, и что большая змея за дверью не опасна для него б) он хочет, чтобы тайна, которую мать заставляет его хранить, была раскрыта, потому что хранить её – непосильная ноша для ребенка.
Также я бы хотела обратить особое внимание на сновидения про ковбоев. Сновидения начинаются всегда одинаково – Гейбл идёт по полю и замечает «плохого» взрослого ковбоя, который направляется к нему. Гейбл то убегает от него и пытается спрятаться в доме (обрести защиту у матери), то стреляет в ковбоя, но пули оказываются резиновыми (попытка фаллически напасть на отца, но – неудача - кастрация, незрелость, неполноценность).
Но! Обратим внимание на тот факт, что «плохой» ковбой ни разу даже не пытался стрелять в Гейбла. И кто же тогда «плохой» в этой ситуации? Может быть, «плохой» сам Гейбл, который зачем-то нападает на ковбоя, который ему ничего не сделал? Но уж теперь, раз Гейбл напал первым, он все-таки должен быть наказан… И сны Гейбла заканчиваются этим страшным ожиданием наказания. Не правда ли, эти сны согласуются с описанием отца Гейбла, как человека на самом деле мирного и даже никогда на него не кричавшего? Как ковбой был плохим только в фантазиях Гейбла, так и отец был плохим только в фантазиях Гейбла, и плохим он был в ответ на «плохие» действия Гейбла – на его тайные отношения с матерью.
В динамике аналитического процесса мы видим, что ковбой и Гейбл в конце концов встречаются и пожимают друг другу руки. Видимо, ковбой шёл навстречу Гейблу не со злыми намерениями, он именно шел НА _ ВСТРЕЧУ, он хотел с ним встретиться. Как отец хотел встретиться с Гейблом все эти годы, и, наконец, с помощью аналитика, они встретились и смогли получать удовольствие от общения друг с другом, потому что Гейбл, наконец, получил возможность узнать своего отца.