эссе по работе Зигмунда Фрейда

Влечения и их судьбы

Варвара Гринёва

психоаналитик

Фрейд З. Я и Оно (1923)

Читать
Основная цель работы Фрейда «Влечения и их судьбы» – дать определение понятию «влечение» (Trieb). Фрейд утверждает, что влечения – это особый вид раздражений, действующих на психику и исходящих изнутри организма (в отличие от физиологических раздражений, исходящих снаружи и также способных раздражать психику). Из-за внутренней природы это раздражение производит иное влияние на психику (нежели физиологическое раздражение психики) и требует иных действий для своего устранения.
Физиологическое раздражение в общем смысле действует как единичный толчок, который может быть устранён единичным целесообразным движением, например, бегством. Отличие влечения в том, что оно представляет собой скорее действие всегда постоянной силы, против которого бегство бесполезно, так как оно исходит изнутри. Фрейд называет раздражение влечения «потребностью», а то, что её удовлетворяет, «удовлетворением», которое может достигаться только соответствующим изменением источника этого раздражения.

Как только в тексте появилось слово «потребность», в голове, разумеется, всплыла фамилия Маслоу. И, в связи с этим, мне, как выпускнице психфака и начинающему преподавателю психологии, пришла в голову мысль «А почему же в программе делается такой акцент на вкладе Маслоу в теорию мотивации, а Фрейда и не упоминают в этой связи вовсе, обычно говоря о нем в контексте бессознательного в курсе истории психологии и в курсе психологии развития, говоря о стадиях развития?». Я даже открыла учебник, чтобы перепроверить – никакого Фрейда.

Рассматривая раздражение биологически, Фрейд говорит о нервной системе как об аппарате, который должен, по принципу рефлекторного кольца, обеспечивать устранение раздражений или их максимально возможное снижение (т.е. поддержание гомеостатического уровня, если вспомнить о теории импульсов). Но, по мнению Фрейда, такая схема может работать только с физиологическим раздражением, но оказывается слишком примитивной для влечений. Возникающее внутри раздражение влечений не может быть разрешено посредством немедленного однократного моторного акта, оно требует сложных и последовательных действий, определённого плана, человек вынужден менять среду, чтобы достичь удовлетворения, создавать средства удовлетворения.

Нервная система в этом случае уже не стремится раз и навсегда избавиться от раздражения, так как раздражение влечений, потребность, не исчезает полностью (тут уже вспоминается теория оптимальной активации Даффи и Хеба), даже после её удовлетворения, а как мы знаем, может даже усилиться, особенно когда найден особо приятный способ её удовлетворения. Таким образом, Фрейд показывает нам, что влечения, будучи «осадком» внешних раздражителей, являются основой эволюции нервной системы человека.
Преодоление раздражения влечения подчиняется принципу наслаждения (Lustprinzip), регулируясь ощущениями удовольствия (Lust) и неудовольствия (Unlust). В этих ощущениях отражается способ преодоления раздражения, приятные ощущения говорят о понижении раздражения, неприятные – о повышении. При этом Фрейд напоминает, что грань между приятным и неприятным может быть очень тонка.

Влечение, рассматриваемое биологически, ставится Фрейдом на границе между душевным и телесным, влечения возникают из раздражений, исходящих изнутри организма и преломляются сквозь призму психики, то есть получают определенную трактовку с её стороны.

Далее в своей работе Фрейд уточняет термины, связанные с понятием влечения, такие как напряжение влечения, цель влечения, объект влечения, и источник влечения.

Напряжение (Drang) влечения (или импульсивное напряжение) – это его моторный компонент, необходимая работа, активность, которую нужно совершить для его удовлетворения, это существенный признак всех влечений, их суть.

Цель влечения – всегда удовлетворение, достигнутое устранением раздражения в источнике влечения. И хотя цель и неизменна, к ней можно прийти разными путями, на которых будут более близкие промежуточные цели, которые могут заменяться при необходимости. В ситуации, когда происходит частичное удовлетворение влечения, но потом случается задержка дальнейшего удовлетворения или отклонение от цели влечения, речь идёт о влечениях с задержкой в достижении цели (Zielgehemmte).

Объект влечения – это объект, на котором или с помощью которого влечение достигает своей цели. Объектом может быть и что-то внешнее, и часть собственного тела. Объект влечения может сколько угодно раз меняться. Ситуацию, в которой объект не меняется и есть тесная привязанность влечения к объекту, Фрейд называет фиксацией. В случае, когда один объект служит удовлетворению нескольких влечений, имеет место сплетение влечений (Triebverschrankung), термин, заимствованный Фрейдом у Альфреда Адлера.

Источник влечения - физический процесс в организме, раздражение которого трансформируется в появление влечения. Фрейд замечает, что исследование источников влечения не относится к задачам психологии. Источник влечения соматический, но, когда мы видим его проявления в психике, мы опознаём его только по целям, и точное знание источника влечения не критично для психологии. Иногда, видя цели влечения, мы можем опознать источник, иногда – нет, но это не мешает психологии исследовать влечения.

Далее Фрейд пытается дать попытку классификации влечений. Он предлагает выделить первичные, в дальнейшем неразложимые влечения: влечения "Я" (самосохранения), и сексуальные влечения.

Фрейд подчёркивает, что это разделение несовершенно и не необходимо, и развитие психоанализа может предложить другое разделение, но на момент написания работы оно кажется наиболее резонным. Фрейд считает, что более полезным является не поиск универсальной классификации влечений, а внесение предположений по поводу деятельности влечений. Психоаналитическое исследование психических нарушений называется Фрейдом главным источником знания о влечениях, причём достаточно подробно удалось исследовать только сексуальные влечения, так как при психоневрозах их можно было наблюдать, как сказал Фрейд «как бы в изолированном виде». Фрейд высказывает надежду на расширение знаний о влечениях при распространении психоаналитических исследований на другие невротические заболевания.

Фрейд даёт краткую общую характеристику сексуальных влечений:
  • Сексуальные влечения происходят из разных источников в организме, они многочисленны, поначалу действуют независимо друг от друга и в более поздний период объединяются.
  • Изначально цель сексуальных влечений – наслаждение, получаемое органами (Organlust), выполнять функцию сохранения рода они начинают только когда уже произошёл синтез сексуальных влечений.
  • Сначала сексуальные влечения присоединяются к влечениям самосохранения, отделение происходит постепенно, часть остаётся присоединённой к влечениям «Я», наполняя их либидозными составляющими, и могут быть не заметны в норме.
  • Сексуальные влечения легко замещают друг друга и меняют объекты, что даёт им возможность проявляться в форме, далёкой от первоначальной цели, как в случае сублимации.

Из-за дефицита накопленной информации Фрейд ограничивает исследование судьбы, которой подвержены влечения в своем развитии, судьбой сексуальных влечений. Его наблюдения позволяют ему выделить следующие варианты развития влечений:
1. Превращение в противоположное (Vегkehrung)
2. Обращение на собственную личность
3. Вытеснение
4. Сублимирование

Вытеснение и сублимацию Фрейд выносит за рамки данной работы, и останавливается на описании первых двух пунктов.
Так как существуют мотивы, не позволяющие влечениям проявляться напрямую, судьба влечений представляется Фрейдом как некая трансформация влечений, позволяющая защитить индивида от их открытого проявления. Фрейд указывает на то, что превращение в противоположное состоит из двух процессов: Wеndung - поворот влечения от активности к пассивности и Inhaltliche Verkehrung - превращение содержания влечения в его противоположность.

В качестве примеров поворота влечения от активности к пассивности Фрейд приводит пары противоположностей: садизм - мазохизм и вуайеризм - эксгибиционизм. Этот поворот касается только целей влечения, содержание влечение остаётся прежним: активная цель становится пассивной. Сравним: мучить – быть мучимым, разглядывать – быть разглядываемым. Мы видим, что, когда цель становится пассивной, происходит обращение против собственной личности: мазохизм является садизмом, обращенным не против другого, а против себя, а рассматривание своего тела является частью эксгибиционизма. Таким образом происходит перемена объекта при сохранении цели.
Фрейд считает, что мазохизм развивается из садизма, путём смены цели влечения.

Схематически в паре садизм-мазохизм Фрейд представляет процесс трансформации влечения так:
a) При садизме субъект хочет мучить другое лицо как объект.
b) Субъект отказывается от этого лица, заменяя его собой. Здесь происходит одновременное обращение против себя и смена цели с активной на пассивную. (При неврозе навязчивости на этой стадии не происходит переход к пассивности, здесь остаётся садизм, обращённый на самого себя, и садистические действия совершаются самим субъектом).
c) Субъект ищет новое лицо как объект, чтобы оно, вследствие поменявшейся цели, взяло на себя роль субъекта. Это и является мазохизмом, при котором удовлетворение носит всё же садистический характер, так как происходит благодаря тому, что пассивное «Я» в фантазии возвращается на место, которое было уступлено другому. То есть мучимый ставит себя на место мучителя и получает удовольствие от сексуального возбуждения, которое приносит эта фантазия, а не от боли, как можно было бы подумать. Сексуальное удовольствие приносит не боль, а сексуальное возбуждение, которое она сопровождает, которое основана на фантазии о её причинении, и это сексуальное удовольствие позволяет мириться с неприятностью боли. Путь удовлетворения влечения получается несколько окольным, но Фрейд считает, что прямого пути для мазохиста нет.

С парой вуайеризм-эксгибиционизм дело обстоит немного менее запутанно, Фрейд выделяет те же ступени, как и в предыдущем варианте, но добавляет еще одну в начало:
a) Влечение к разглядыванию в самом начале аутоэротично, объектом является собственное тело. Эта стадия является проявлением нарциссизма, и развитие из неё активного влечения к разглядыванию происходит именно благодаря разрыву с нарциссизмом, а пассивное же влечение тесно связано с нарциссизмом. (Трансформация садизма в мазохизм также подразумевает возвращение к нарциссическому объекту, и в обоих случаях нарциссический субъект заменяется посторонним «Я» с помощью идентификации с ним).
b) Происходит замена этого объекта на такой же объект, но посторонний (здесь происходит сравнение), направленность влечения становится активной.
c) Происходит отказ от объекта и влечение поворачивается к разглядыванию своего тела, параллельно совершается поворот к пассивности и смена цели: быть разглядываемым.
d) Поиск субъекта, которому показываешь себя, чтобы быть им разглядываемым.


Важно понимать, что трансформация влечения от активности к пассивности и обращение на самого себя никогда не захватывают всё влечение целиком, элементы и пассивного, и активного направления влечения сохраняются на последующих ступенях превращения. Особенно это касается вуайеризма-эксгибиционизма, в котором все ступени могут существовать одновременно. Для ситуации, когда цель влечения в своём позднем периоде развития, может принимать противоположное направление, Фрейд использует термин Брейера «амбивалентность».

По мнению Фрейда, существует только один случай, при котором трансформируется не цель влечения, а его содержание: когда любовь превращается в ненависть. Часто эти чувства испытываются по отношению к одному объекту и, таким образом, являются наилучшим примером амбивалентности чувств.

Фрейд показывает нам, что любовь имеет не одну, о которой мы привыкли думать, а три противоположности:
1. Любить - быть любимым (соответствует повороту от активности к пассивности, причём пассивное близко нарциссизму)
2. Любить – ненавидеть
3. Любить/ненавидеть – быть индифферентным, равнодушным


Фрейд предполагает, что помочь разобраться в проблеме противоположностей любви может понимание того, что душевной жизнью владеют три противоположности:
1. субъект ("Я") - объект («не-Я», внешний мир)
2. удовольствие - неудовольствие
3. активный – пассивный («Я» пассивно к внешнему миру, когда получает от него раздражения, но активно, когда реагирует на эти раздражения, и то, какой будет эта реакция, определяют влечения)

Всё начинается с того, что "Я" находится во власти влечений (нарциссизм) и частично способно удовлетворять свои влечения на самом себе (аутоэротичность), следовательно, внешний мир не интересен для удовлетворения влечений. В итоге «Я»-субъект совпадает с тем, что даёт наслаждение, а внешний мир – с безразличным или даже неприятным (как источник раздражения). Если рассматривать любовь как отношение к источникам наслаждения, то в этой ситуации любви к самому себе и равнодушию к миру выражается первая полярность любви.


Итак, поначалу «Я» не нуждается во внешнем мире, вследствие аутоэротичности, но оно всё же получает из мира объекты вследствие своих влечений самосохранения. В течение некоторого времени «Я» воспринимает внутренние раздражения влечений как неприятные, и, под влиянием принципа наслаждения, «Я» развивается, интроецируя в себя предлагаемые объекты, так как они становятся источниками наслаждения, или же отталкивая от себя объекты, несущие неприятные переживания. Так первоначальное “реальное «Я»” (Real-Ich), которое различает внутреннее и внешнее на основе объективных признаков, трансформируется в чистое “наслаждающееся «Я»” (Lust-Ich), которое разделяет внешнее и внутреннее по признаку наслаждения. Доставляющая наслаждение часть внешнего мира начинает восприниматься как внутренняя, а то, что не доставляет наслаждения, отбрасывается во внешний мир, из собственного «Я» отделяется часть, которая отбрасывается во внешний мир и ощущается враждебной. Путём этой трансформации вновь восстанавливаются противоположности: «Я»-субъект – с наслаждением, а внешний мир – с неудовольствием/безразличием.

И одновременно с этим проникновением объекта в эту стадию развития первичного нарциссизма, развивается и вторая полярность: любовь - ненависть. Изначально ненависть выражает отношение к чужому, раздражающему внешнему миру. Ненависти предшествует индифферентность как её особая первичная форма. Объект, внешнее, ненавидимое поначалу были идентичными. Когда позднее объект становится источником наслаждения, он становится любимым, но при этом сливается с «Я», и для чистого “наслаждающегося «Я»” объект снова совпадает с чужим и ненавидимым. Таким образом, подобно тому, как полярность любовь – индифферентность отражает полярность «Я» - внешний мир, любовь – ненависть отражает полярность наслаждение – неудовольствие.
После смены чисто нарциссической ступени на ступень объекта, наслаждение или неудовольствие начинает обозначать отношение «Я» к объекту. При этом, когда объект является источником наслаждения, появляется моторная тенденция приближения объекта к «Я», сливающая его с «Я», и мы часто называем это «притяжением» и говорим о том, что мы любим этот объект. В противоположной ситуации, когда объект приносит неприятные ощущения, возникает моторная тенденция отдаления от «Я», содержащая в себе изначальную попытку бегства от раздражений внешнего мира. Мы чувствует «отталкивание» объекта и ненавидим его, вплоть до желания применить агрессивные действия против него. Фрейд также обращает наше внимание на то, что спецификой любви и ненависти является то, что их отношения нельзя применить к отношениям влечений к своим объектам, а только лишь к отношениям к объектам всего «Я».

Любовь тесно связана со сферой наслаждения «Я» к объекту и в итоге фиксируется на сексуальных объектах или же на объектах, которые позволяют удовлетворить сексуальные влечения в сублимированной форме. У ненависти, в отличие от любви, не проявляется такая близкая связь с сексуальным удовольствием, и основная связь состоит с неудовольствием, отвращением, желанием разрушения. Источник ненависти находится по большей части не в сексуальной жизни, а в борьбе за самоутверждение и самосохранение.
Итак, Фрейд показывает нам, что любовь и ненависть, казавшиеся нам абсолютными противоположностями, на самом деле соотносятся между собой гораздо более запутанным способом. Они произошли из разных источников, и каждое из них развивалось особым путём, пока, под воздействием отношений удовольствия-неудовольствия, не эволюционировали в противоположности друг друга.

Далее Фрейд описывает свои соображения о происхождении любви и ненависти.
По мнению Фрейда, любовь происходит из способности "Я" удовлетворять часть своих влечений аутоэротически, изначально она нарциссична, затем переходит на объекты. Любовь в своей трансформации тесно соединяется с проявлениями сексуальных влечений и в итоге полностью совпадает с сексуальным стремлением.

Фрейд описывает несколько ступеней трансформации любви:
1. На предварительной ступени любви проявляется стремление к пожиранию, проглатыванию. Этот вид любви схож с прекращением существования объекта и поэтому амбивалентен.
2. На ступени прегенитальной садистически-анальной организации появляется стремление к овладеванию объектом, даже если объект будет уничтожен, что делает эту форму любви похожей на ненависть.
3. И только на ступени генитальной организации любовь становится противоположностью ненависти.
В плане отношения к объекту ненависть появляется раньше любви, так как связана с отстранением нарциссического «Я» от внешнего мира, являющегося источником раздражений. Поскольку между влечениями «Я» и сексуальными влечениями может существовать противоборство, также и ненависть, имеющая тесную связь с влечениями «Я», становится полярной любви, тесно связанной с сексуальными влечениями.

Думаю, каждый из нас, задавался вопросом, почему же любовь и ненависть так часто идут рука об руку? Чем объясняется популярность поговорки «от любви до ненависти один шаг»? Почему мы любим и ненавидим один и тот же объект, причём порой одновременно? Фрейд считает, что объяснений столь частой амбивалентности проявления любви несколько. Во-первых, это может быть следствием не до конца преодолённой предварительной ступени любви. Во-вторых, появление примеси ненависти может быть реакцией отвержения любви влечениями «Я», по причине конфликтов интересов «Я» и любви. В обоих этих случаях источником ненависти становится влечение к самосохранению. Фрейд утверждает, что, хоть у нас и создается впечатление превращения любви в ненависть, на самом деле это не так. Любовь регрессирует, ненависть усиливается, это разные чувства, происходящие из разных источников, а не полярности одного чувства.

Меня очень захватила мысль Фрейда о том, что при разрыве любовных отношений может происходить регрессия на садистическую ступень и ненависть получает эротический характер, и тем самым создаётся «нерушимость любовных отношений». Думаю, эта фраза может звучать весьма зловеще для человека, перенесшего разрыв и желающего побыстрее прийти в себя. Также, мне пришла в голову мысль, что ненависть, которая появляется у нас к объекту, с которым у нас оборвались отношения, тоже связана с влечением к самосохранению. Если мы полюбили объект, мы интроецировали его, он стал нашей частью, и при разрыве у нас появляется ощущение, что нарушается наша целостность, и наше влечение к самосохранению бьёт тревогу. Также мне кажется, что особую неприятность доставляет то, что для того, чтобы вступить в любовные отношения, влечения «Я» были подавлены сексуальными влечениями, а теперь, когда оказалось, что, как «Я» и предполагало, объект был опасен, то сексуальные влечения, а особенно любовь, должны быть подавлены, и теперь, для восстановления порядка, к власти должна прийти «партия» влечений самосохранения во главе с главным всадником апокалипсиса – ненавистью.

Относительно третьей полярности любви Фрейд считает, что превращение «любить» - в «быть любимым» соответствует действию полярности активности и пассивности, и предлагает рассматривать ее по аналогии с садизмом и вуайеризмом.

Подводя итог своей работы, Фрейд подчеркивает, что судьба влечений состоит в трансформации под воздействиями описанных им видов полярностей, главенствующих в душевной жизни, одна из которых биологическая (активность-пассивность), другая – реальная («Я»-внешний мир), и третья – экономическая (удовольствие-неудовольствие).
Комментарии к высказываниям Фрейда