Ланцер не может принять решений в ключевых вопросах своей жизни, и пока он этого не делает, он не живёт. Главный вопрос невротика навязчивости – «Живой я или мертвый?» (в отличие от вопроса истерика – «Мужчина я или женщина?»). Именно с этим вопросом жизни и смерти Ланцер приходит в анализ.
Жизнь Ланцера навязчиво предуготовлена родителями, по их образу и подобию, он как герой древнегреческой трагедии, которому Пифия предсказала судьбу. Ему это не нравится, он не крыса, но и не человек, потому что рождён крысами, и поэтому он берет отсрочку. Он пока не готов решить, живой он или мертвый, ведь пока не сделан выбор, ничего не потеряно, но ничего и не приобретено.
Ланцер также не может понять, жив или мертв его отец. Был ли отец человеком или крысой? Отец даже после смерти в представлении Ланцера жив в виде призрака, и Ланцер все также хочет этого призрака и порадовать, и позлить. И очевидно, Ланцеру недостаточно того, что физически отец мертв, потому что на самом деле он хочет, чтобы отец был еще мертвее, именно проявлением этого желания является его навязчивое опасение, что с «отцом на том свете может случиться что-то плохое». А как отцу быть еще мертвее? Перестать быть навязчивой мыслью Ланцера.
А раз Ланцер не может понять, живой или не живой отец, он не может понять, жив ли он сам. И если он рожден от мертвого отца мертвой матерью, то не был ли он мертворожден? Или он живой, а они пытаются его убить, приведя в соответствие себе? И если они пытаются его убить, то он тоже вправе желать им смерти несмотря на то, что то, «что мертво, умереть не может». Если он порождение объектов, он и сам объект. А если он объект, он не может принимать решений, так как это свойство субъектов. Он не может ничего делать. Вместо дел у него остаются только навязчивые слова в голове. А еще он может ничего не делать. Ведь если смерти нет, не надо торопиться жить.
Но почему мы в основном говорим об отце? Что с матерью? О матери Ланцер говорит немного. Кажется, у нет запретного желания по отношению к матери, скорее у нее есть такое желание, ведь именно она хочет женить его на богатой родственнице, с которой, очевидно, идентифицируется, но она чувствует, что сын этого не хочет, а значит, не хочет и ее, и это возвращает ее к ситуации с отцом Ланцера, который тоже не хотел.
Тот сон, который в переносе приснился Ланцеру про письмо Фрейду по поводу соболезнований по случаю кончины его матери, которые превращаются в пожелание счастья – на самом деле это желание смерти собственной матери, после смерти которой счастье наконец становится возможным. И смех, который у Ланцера порой случается по поводу смерти – это снова о его непонимании того, что живое, а что мертвое.
Ланцер всю жизнь ждёт смерти значимых других. Пока они живы, Ланцер полностью засим и он ждет их смерти, но после смерти пропадут и все желания, которые не получалось выполнять, так они порождены самим наличием запрета. Смерть другого порождает смерть желания. Это и создает режим внесмертности Ланцера и отсрочки жизни.