В качестве доказательства существования бессознательных мотивов, детерминирующих ошибочные действия, Фрейд приводит паранойю и суеверие, в которых происходит некое смещение знания о мотиве.
Как известно, параноик придаёт значение мельчайшим деталям и истолковывает всё, что замечает. Категории случайного в поведении других (!) людей для параноика не существует. Он (не замечая этого) проецирует своё бессознательное на других людей, и его сознание более открыто для того, что нормальному человеку или невротику приходится добывать с помощью аналитика, и в этом ключе он мыслит острее здоровых людей, проблема лишь в том, что проекция лишает эту остроту всякого смысла. Бессознательный мотив осознаётся, но не осознаётся, кому он на самом деле принадлежит.
Суеверие обнаруживает сходство с паранойей в плане смещения мотивов, и оно также имеет сходство с психоанализом. Общее у психоанализа с суеверием в нежелании признавать случая случайностью, но в момент, когда психоанализ и суеверие отправляются на поиски причины, они идут в противоположные стороны. Суеверие (как и религия, как и мифологическое мировоззрение, как и паранойя) смещает, выносит во внешний мир человеческую психику.
Между психоанализом и суеверием есть принципиальные различия: психоаналитик устанавливает связь между проявлениями душевной деятельности и бессознательными мотивами в пределах одного субъекта, суеверный человек же связывает всё со всем: он соединяет свою психическую деятельность с посторонними фактами, к которым его психическая деятельность не может иметь никакого отношения.
Психоаналитик считает, что случайные действия человека могут многое рассказать о его скрытой душевной жизни. Суеверный человек не считает, что авторство его собственных случайных действий принадлежит его собственному бессознательному. Он считает, что во всём виноват внешний случай, в котором заключено некое тайное значение, которое он бы пытается разгадать для того, чтобы предугадать будущее, которое чаще всего тревожно, ибо как пишет Фрейд «суеверие – это ожидание несчастья». Таким образом, в ожидании беды, суеверный проецирует свои мотивы, зачастую агрессивные, во внешний мир. Разумеется, мне тут же приходит на ум понятие об экстернальном и интернальном локусе контроля, и тогда суеверие оказывается на экстернальном полюсе, а психоанализ – на интернальном.
Также Фрейд уделяет некоторое внимание феномену дежавю (которое, по моим наблюдениям, обычно тоже живо интересует суеверных людей), объясняя это ощущение «уже виденного» воспоминанием о бессознательной фантазии («сне наяву»).
Далее Фрейд поднимает вопрос о том, во всех ли случаях работает его объяснение ошибочных и случайных действий или лишь в единичных? И если только в единичных, то при каких условиях психоаналитическое объяснение может быть применено? Он признаётся, что ответа дать не может, однако замечает, что всё-таки связь ошибочных действий с бессознательными мотивами встречается достаточно часто, чтобы убедиться в её существовании. И даже в случаях, когда эту связь не удаётся найти, это еще не значит, что её нет, это может значит лишь то, что нам не удалось пробиться сквозь внутреннее сопротивление. Он замечает, что чем безобиднее бессознательный мотив ошибочного действия, тем он легче отыскивается, и чем мотив болезненнее, запретнее, тем труднее он поддаётся осознанию, или не поддаётся вовсе.
Фрейд считает, что механизм ошибочных и случайных действий во многом совпадает с механизмом образования сновидений: и там, и там бессознательные мысли выражаются необычно – модифицируя другие мысли. Из этого факта Фрейд делает важный вывод: тот странный вид работы, осуществляемый сновидениями, не может быть объяснен только сонным состоянием психики, раз подобную работу мы можем наблюдать и в бодрствующем состоянии при ошибочных действиях. И так же эта связь говорит нам о том, что не стоит считать патологию обязательным условием осуществления психических процессов, кажущихся нам странными.
Таким образом, Фрейд показывает нам, как тонка грань между нормой и патологией: «все мы немножко нервозны». Ошибочные действия и сновидения свойственны всем – и здоровым, и больным. У больных мы лишь видим их ярче, их психоневротические симптомы повторяют в своём механизме все их существенные черты. И как найти ту грань, когда ошибочных действий уже достаточно, чтобы считаться больным? Фрейд считает, что пограничным типом становится как раз тот, у кого в сфере второстепенных психических функций уже начинают часто проявляться ошибочные и симптоматические действия, но более важные психические функции протекают свободно, не наталкиваясь на препятствия со стороны бессознательного. Когда же симптомы становятся способны влиять на наиболее важные функции, такие как питание, работа, общение, секс, речь уже идёт об очевидной патологии. Но и здоровое функционирование психики, и пограничное, и патологические все сходятся в одном: на него всегда влияет вытесненные психический материал.
«Психопатология обыденной жизни» представляет собой набор нескольких вполне самодостаточных текстов, и явления, описанные в них, поначалу кажутся нам совсем не связанными. Однако, когда мы рассматриваем их вместе, перед нами открывается взаимосвязь. Разумеется, разделение, классификация, которую приводит Фрейд искусственна, и он сам заявляет об этом: «все деления, употребляемые в этой работе, имеют лишь описательную ценность и противоречат внутреннему единству наблюдаемых явлений». Сравнивая описываемые феномены, он постоянно демонстрирует нам это внутреннее единство: все они, во-первых, связаны с возвратом вытесненного, а во-вторых, родственны с «патологическими симптомами». Именно поэтому в названии книги и заключён этот оксюморон – разве не вступают в диссонанс и разве не отрицают друг друга слова «психопатология» и «обыденная жизнь»? Своей работой Фрейд пытается убрать оппозицию нормы и патологии, показать, насколько размыта граница между ними, вывести субъекта из медицинской проблематики, увести от стигматизации образ безумца… А ведь эта проблема остаётся крайне актуальной и сейчас, когда люди не обращаются за столь необходимой им помощью, боясь получить клеймо сумасшедшего. Фрейд говорит нам о том, что психопатология – это часть обыденной жизни и «все мы немного нервозны», мы с лёгкостью обнаружим это, если только заинтересуемся исследованием своего бессознательного.