Помимо профессии главнокомандующего и маркетолога, Анна Фрейд осваивает еще и профессию кинолога, называя подготовительный этап «дрессировкой», и даже профессию экзорциста, стремясь расщепить Эго пациентов и изгнать из него «черта».
У меня остаётся один вопрос: почему Анна Фрейд не хотела осваивать профессию психоаналитика? Зачем она упорно продолжает заниматься тем, что вызывает у нее ощущение, что она «нечиста на руку»? Она предстает в образе наперсточника: «Кручу-верчу, запутать хочу». Но больше всех она запутывает себя, пребывая в уверенности, что то, чем она занимается – психоанализ.
Анна Фрейд запуталась в позициях, она пытается совместить педагогическую и психоаналитическую позицию, её формулировки звучат как слова психодиагноста из органов опеки или психолого-педагогической комиссии, осуждающего, профессионально деформированного и выгоревшего, считающего всех родителей недостойными и опасными: «Я должна была установить, является ли трудновоспитуемая, малоподвижная и тяжелая психика ребенка результатом неблагоприятного предрасположения и неудовлетворительного интеллектуального развития или же в данном случае речь шла об особенно заторможенном и запущенном ребенке» [1, 26].
Не в том ли дело, что Анна Фрейд по образованию педагог, она много лет работала в детском доме и видела очень темную сторону жизни детей и, возможно, действительно, выгорела и перенесла свое отношение к родителям, дети которых оказались в детском доме, на остальных родителей, считая, что детей стоит забирать из семей, чтобы вытащить их из патогенной среды? Несомненно, иногда детей нужно забирать из семьи, но это не работа психоаналитика, это работа органов ювенальной юстиции.
Анна Фрейд даже пишет о том, что она заимствует образ действий у Айхгорна, который занимается беспризорными детьми, и с сожалением говорит, что «позиция Айхгорна гораздо более выгодна, чем позиция аналитика. Он уполномочен городом или государством принимать те или иные меры и имеет за собой авторитет должностного лица. Аналитик же, как это известно ребенку, получает полномочия и оплату от родителей; он всегда попадает в ложное положение, когда действует против своих доверителей — даже если это в их интересах» [1, 28]. Определенно, Анне Фрейд не хватает власти, чтобы освободиться от таких «неидеальных» родителей ребенка, и её это расстраивает.
Может, дело в том, что Анна Фрейд сама не была родителем и не понимала, что, подобно тому, как не существует «идеальный пациент» (к ней такие вообще когда-нибудь приходили?), не существует и «идеальная мать», да и «достаточно хорошей матерью» быть чрезвычайно сложно. Не потому ли Кляйн более терпима к родителям, потому что сама является родителем и родителем далеко не идеальным?
Анна Фрейд же, со своими концепциями идеального становится похожей на одержимую похитительницу детей, готовую принять всех их в своём Хэмпстедском детском доме, так как только она, Анна Фрейд, может быть идеальной матерью, поскольку она дочь идеального отца, Зигмунда Фрейда.
Мелани Кляйн критикует Анну Фрейд за то, что она считает, что в детском психоанализе нельзя углубляться в анализ Эдипова комплекса. Кляйн считает, что углубляться стоит, и это возможно, и успешно у нее получается. Анна Фрейд считает, что не стоит этого делать, чтобы избежать конфликта ребенка с родителями.
Откуда у Анны Фрейд такое сильное нежелание анализировать эдипальные отношения? Не потому ли, что они являются её «слепым пятном»? Не потому ли, что, проходя анализ у собственного отца, она не могла проработать с ним эту тему? Она была проанализирована тем, с кем у нее изначально были неаналитические отношения. Как мы может ждать от нее, чтобы она работала в психоаналитическом кадре, если её анализ был весьма сомнительным?
Не потому ли Анна Фрейд была так убеждена в том, что необходим подготовительный этап анализа – потому что она пришла в анализ именно после длительного подготовительного этапа, длинной во всю её жизнь до анализа? Были ли вообще в этом случае у Анны Фрейд шансы стать психоаналитиком?