Фрейд задаётся вопросом: если существуют сознательные и бессознательные представления, то существуют ли бессознательные влечения, чувства, ощущения?
Относительно влечений мнение Фрейда однозначное: влечение никогда не может стать объектом сознания, им может стать только представление, отражающее это влечение в сознании.
Но и в бессознательном влечение отражается только при помощи представления, так как если бы оно не связывалось с каким-нибудь представлением и не проявлялось в аффекте, то мы о нём бы не узнали. Поэтому выражения «бессознательное влечение», «вытесненное влечение» являются некорректными, так как на самом деле речь идет о влечении, которое находит отражение в психике в виде бессознательного представления.
Относительно чувства его главной особенностью является то, что оно чувствуется, а значит находится в системе сознания. Аналогично и с аффектами и ощущениями – возможность бессознательности для них вроде бы отбрасывается.
Но что же тогда значат словосочетания «бессознательная любовь», «бессознательная ненависть», «бессознательный страх», «бессознательное сознание вины»?
Дело в том, что иногда аффект или чувство могут восприниматься, но не опознаваться. Из-за вытеснения соответствующих им представлений этим чувствам/аффектам приходится вступать в связь с другим представлением. И сознание считает эти аффекты/чувства выражением этого последнего представления. Если нам удаётся найти правильную связь между аффектом и представлением, то мы называем первоначальный аффект бессознательным, в то время как на самом деле он не был бессознательным, бессознательным было соответствующее ему вытесненное представление.
Таким образом, выражение "бессознательные аффекты чувства" указывает на судьбу количественного фактора влечения вследствие вытеснения.
Эта судьба может проявляться следующим образом:
1. Аффект сохраняется (полностью или частично)
2. Аффект превращается в другой по своему качеству аффект (чаще - в страх)
3. Аффект подавляется, его развитие задерживается.
Целью вытеснения является именно подавление развития аффекта, и работа вытеснения не завершена, пока подавление не достигнуто. Именно эти аффекты, восстановленные нами после уничтожения работы вытеснения, мы и называем «бессознательными».
Таким образом, Фрейд считает употребление выражение «бессознательные чувства/аффекты» резонным, но отмечает важное отличие от бессознательного представления, которое после вытеснения сохраняется в Ubw как реальное образование, а бессознательные аффекты в Ubw являются лишь зародышами аффекта, не получившими развития, а значит, бессознательных аффектов в том смысле, в котором мы понимаем бессознательные представления, не существует.
Однако, Фрейд предполагает, что в Ubw могут встречаться аффекты, которые станут сознательными. Важно понимать, что главное различие в том, что представления – это следы воспоминаний, а аффекты и чувства воспринимаются как ощущения.