Эссе по работе Зигмунда Фрейда

Бессознательное

Варвара Гринёва

психоаналитик
Читать
Фрейд начинает свою работу с разговора о вытесненном, напоминая о том, что вытесненное не тождественно бессознательному, оно лишь его часть. Как же, по мнению Фрейда, познается бессознательное? Оно познаётся как сознательное, после того как было переведено в форму, доступную сознанию. Это может быть сделано с помощью психоанализа, когда анализант преодолеет сопротивление, которым и было вызвано данное вытеснение.
Обоснование бессознательного
Фрейд продолжает свою работу, поднимая вопрос обоснования бессознательного, и здесь ему также, как и в «Психопатологии обыденной жизни» приходится активно защищать свои идеи перед научным сообществом. Само допущение наличия бессознательного многим ученым кажется абсурдным!

Насколько же удивительно, что прошло всего сто с лишним лет, а современного человека, не психолога, представителя любой профессии или даже школьника, не нужно убеждать в том, что бессознательное существует! Представление о наличии бессознательного вошло в массовую культуру и стало неоспоримым. Когда мне было четырнадцать лет, вышел очередной фильм о Бонде (Die another day), в саундтреке к которому Мадонна томно произносила имя Зигмунда Фрейда. Интересно, чтобы бы об этом сказали критиковавшие его современники?

Фрейд приводит несколько доказательств существования бессознательного:

  • У сознания имеется много пробелов: найти объяснение некоторым психическим актам в сознании не получается (ошибочные действия, сновидения у здоровых людей, психические симптомы у больных, мысли, происхождение которых нам неизвестно). Допущение бессознательного позволяет увидеть смысл в этих психических актах. Если мы допустим «бессознательные акты, то все наши сознательные акты приводятся в очевидную связь».

  • Если мы, допустив бессознательное и установив его связь с сознанием, сможем еще и влиять на сознательные процессы, то это влияние станет доказательством наличия бессознательного (шах и мат!).

  • Сознание одномоментно может охватить очень небольшой объем содержания, и по сути, то, что мы считаем сознательным знанием, на самом деле не находится в сознании, а пребывает в латентном состоянии, а значит, в состоянии психической бессознательности. Это значит, что сознательное не равно психическому, психическое много больше.

  • Люди легко замечают в повседневной жизни наличие бессознательных психических актов у других людей, но не у себя. Но как только человек попытается понаблюдать за собой, как за другим, ему откроется, что он также обладает бессознательным.

Фрейд предлагает считать душевные процессы сами по себе бессознательными и сравнивает их восприятие сознанием с тем полуавтоматизмом, с которым внешний мир воспринимается органами чувств. И подобно тому, как мы понимаем субъективность нашего восприятия мира, нам следует помнить о том, что наше восприятие сознанием бессознательного не тождественно этому воспринимаемому бессознательному.
Многозначность бессознательного
Начиная разговор о многозначности бессознательного, Фрейд предостерегает нас о том, что «бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его». Видов и форм психических актов великое множество, они несут в себе самый разный смысл и значение, и могут быть объединены только признаком бессознательности.

Некоторые психические акты представляют собой латентные, временно бессознательные акты, которые отличаются от сознательных лишь тем, что в данный момент времени не находят в сознании.

Другие же психические акты бессознательного – вытесненные, которые, попади они в сознание, резко бы отличались от сознательных актов. То есть сознательность/бессознательность как признак относит психический акт к определенной системе, но ничего не говорит нам о его содержании.

Чтобы облегчить понимание употребления слов сознательный/бессознательный в описательном смысле или в систематическом смысле, Фрейд предлагает ввести письменные обозначения Bw для сознания и Ubw для бессознательного, когда мы употребляем эти термины в систематическом смысле.
Топическая точка зрения
Желаемым результатом психоанализа является прохождение психического акта через две фазы, между которыми есть некое испытание:
1. В первой фазе психический акт бессознателен и принадлежит системе Ubw.
2. Происходит проверка цензурой:
А) если она его отвергает, вход во вторую фазу ему закрыт, он называется «вытесненным» и должен оставаться бессознательным
Б) если он выдерживает испытание, он переходит во вторую фазу, входит в состав второй системы – Bw (Bewusstseinsfahig).

На самом деле этот акт еще не вполне входит в Bw, он еще не сознателен, он лишь способен при определённых условиях без особого сопротивления проникнуть в Bw. Учитывая эту способность проникновения в сознание, Фрейд называет эту часть системы Bw – предсознательнымVbw. Фрейд говорит о том, что очень сложно понять, где кончается Bw и начинается Vbw, и что их свойства сходны, поэтому в дальнейшем в работе он часто пишет Bw (Vbw) или наоборот.

Фрейд особо отмечает, что топика не ставит своей целью указать на какую-либо анатомическую локализацию систем Bw, Vbw, Ubw в мозге.

Особенно важно отметить, что представления могут одновременно пребывать в разных топических системах, так как сообщенное психоаналитику, ставшее достоянием сознания и вытесненное представление не тождественны: «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание».
Имеются ли бессознательные чувства?
Фрейд задаётся вопросом: если существуют сознательные и бессознательные представления, то существуют ли бессознательные влечения, чувства, ощущения?

Относительно влечений мнение Фрейда однозначное: влечение никогда не может стать объектом сознания, им может стать только представление, отражающее это влечение в сознании.

Но и в бессознательном влечение отражается только при помощи представления, так как если бы оно не связывалось с каким-нибудь представлением и не проявлялось в аффекте, то мы о нём бы не узнали. Поэтому выражения «бессознательное влечение», «вытесненное влечение» являются некорректными, так как на самом деле речь идет о влечении, которое находит отражение в психике в виде бессознательного представления.

Относительно чувства его главной особенностью является то, что оно чувствуется, а значит находится в системе сознания. Аналогично и с аффектами и ощущениями – возможность бессознательности для них вроде бы отбрасывается.

Но что же тогда значат словосочетания «бессознательная любовь», «бессознательная ненависть», «бессознательный страх», «бессознательное сознание вины»?

Дело в том, что иногда аффект или чувство могут восприниматься, но не опознаваться. Из-за вытеснения соответствующих им представлений этим чувствам/аффектам приходится вступать в связь с другим представлением. И сознание считает эти аффекты/чувства выражением этого последнего представления. Если нам удаётся найти правильную связь между аффектом и представлением, то мы называем первоначальный аффект бессознательным, в то время как на самом деле он не был бессознательным, бессознательным было соответствующее ему вытесненное представление.

Таким образом, выражение "бессознательные аффекты чувства" указывает на судьбу количественного фактора влечения вследствие вытеснения.

Эта судьба может проявляться следующим образом:
1. Аффект сохраняется (полностью или частично)
2. Аффект превращается в другой по своему качеству аффект (чаще - в страх)
3. Аффект подавляется, его развитие задерживается.

Целью вытеснения является именно подавление развития аффекта, и работа вытеснения не завершена, пока подавление не достигнуто. Именно эти аффекты, восстановленные нами после уничтожения работы вытеснения, мы и называем «бессознательными».

Таким образом, Фрейд считает употребление выражение «бессознательные чувства/аффекты» резонным, но отмечает важное отличие от бессознательного представления, которое после вытеснения сохраняется в Ubw как реальное образование, а бессознательные аффекты в Ubw являются лишь зародышами аффекта, не получившими развития, а значит, бессознательных аффектов в том смысле, в котором мы понимаем бессознательные представления, не существует.

Однако, Фрейд предполагает, что в Ubw могут встречаться аффекты, которые станут сознательными. Важно понимать, что главное различие в том, что представления – это следы воспоминаний, а аффекты и чувства воспринимаются как ощущения.
Топика и динамика вытеснений
Согласно Фрейду, вытеснение – это процесс, который совершается над представлениями на границе Ubw, Vbw (Bw).
Фрейд считает, что при вытеснении происходят два процесса:
1. Отнятие от представления либидо или активной силы (Besetzungen). Представление активно в Ubw, оно стремиться вернуться в Bw, однако сталкивается с противодействием со стороны Vbw. С экономической точки зрения, вытеснение происходит тогда, когда представление лишено предсознательной активности, оставаясь без заряда/получая заряд из Ubw.
2. Противодействие, с помощью которого Vbw защищается от натиска бессознательного представления. Оно представляет собой постоянное усилие, которым создаётся первичное вытеснение, и которое обеспечивает его длительность. Для обеспечения непрерывности противодействия энергия отнимается у вытесненного представления и поэтому оно, лишённое активности, не может возобновить попытки проникновения в сознание.
Особенные свойства системы Ubw

Ядро Ubw составляют влечения, которые стремятся к тому, чтобы дать выход своей энергии, то есть желания.
Главные свойства процессов, относящихся к системе Ubw:
1. Отсутствие противоречия. Влечения не противоречат друг другу, даже если их цели несовместны: они не уничтожают друг друга, а образуют компромисс.
2. Подвижность активной силы. В Ubw имеются только активные содержания.
3. Течение вне времени. Процессы в Ubw не подвержены хронологическому упорядочиванию и не изменяются с течением времени.
4. Замена внешней реальности психической. Процессы Ubw почти не подчиняются реальности, они подчиняются принципу наслаждения.
Фрейд считает, что для лучшего понимания свойств Ubw нам стоит сравнить их со свойствами Vbw:
1. В Vbw - безразлично, уже осознаны представления или они только могут быть осознаны, т.к. «имеется склонность к задержке способности к оттоку энергии от действенных представлений».
2. В Vbw представления могут оказывать влияние друг на друга, они могут быть расположены хронологически, они подчиняются принципу реальности.
3. Сознательная память зависит от Vbw, её важно отличать от следов воспоминаний, в которых зафиксированы переживания Ubw.
Сообщение между обеими системами. Продукты Ubw
Важно понимать, что сообщение между Ubw и Vbw происходит не только посредством вытеснения, с помощью которого Vbw избавляется от всего, что ему мешает, отправляя это в Ubw, и что при этом Ubw не остаётся в покое, отдавая всю психическую работу на откуп Vbw.
В действительности Ubw продолжает свое существование в т.н. «отпрысках» (которые являются продуктами Ubw) оно подвержено влиянию жизни, оно влияет на Vbw и подвержено его влиянию. Вытесненные в Ubw представления пытаются вернуться в Vbw, мы можем наблюдать их в искаженном виде, в виде бреда, сновидений, оговорок, симптомов, ошибочные действия – все они представляют собой продукты Ubw. Связаться с Ubw мы можем только через его продукты, которые требуют интерпретации.
Фрейд предостерегает нас о том, что описание систем, предложенное им, касается психики взрослого человека, и, чтобы узнать, как работают эти системы у детей, следует провести дополнительные исследования, но уже сейчас Фрейд замечает, что четкое разграничение систем происходит только после половой зрелости. Также он предполагает, что при психическом заболевании возможна ситуация, в которой признаки и содержание Ubw и Vbw (Bw) могут поменяться местами.
Узнавание бессознательного

Фрейд предлагает нам обратиться к анализу шизофрении, чтобы лучше понять, как проявляет себя Ubw. Интересной особенностью шизофрении является то, что при ней больному открывается больший доступ к Ubw, чем при неврозах перенесения. Фрейд обращает наше внимание на речь шизофреника, которая, по сути, представляет собой бессознательные представления, проникшие в сознание минуя цензуру. В Ubw представления имеют предметную форму, а в Bw – словесную и предметную. Шизофреник теряет возможность перехода от словесного к предметному представлению. Получается, что он обращается «со словами как с вещами», со словесной формой как с предметной. Речь шизофреника напоминает работу сновидения с его механизмами сгущения и смещения, и доходит до того, что одно слово, обладая многозначностью, заменяет целое умозаключение.
Комментарии к высказываниям Фрейда