Анкетирование, опрос - виды; интервью – виды, фазы
Вербально-коммуникативные методы
Работа: Морозовой Александры, Сороко Любови, Суфьяновой Карины
      Анкетирование
      Анкетирование — это метод получения информации на основании письменных ответов на систему специально подготовленных вопросов.
      Анкетирование принадлежит к группе опросных методов и, по сути, представляет собой заочный опрос. Для проведения анкетирования личный контакт с опрашиваемым необязателен, так как на вопросы анкеты можно отвечать без присутствия диагноста.

      Виды вопросов в зависимости от их содержания

      • 1
        Вопросы, направленные на выявление фактической информации о социально-демографических характеристиках обследуемого
        (возраст, семейное положение, образование, профессия, должность, уровень доходов и т.п.)
      • 2
        Вопросы, направленные на изучение различных аспектов поведения в настоящее время или в прошлом
        (действия и поступки как самого обследуемого, так и других людей)
      • 3
        Вопросы, направленные на получение информации о мнениях, отношениях, мотивах и нормах поведения обследуемого
        (субъективный, нередко надуманный повод, с помощью которых, человек часто оправдывает свои действия и поступки)
      • 4
        Вопросы, направленные на выяснение интенсивности мнений и отношений обследуемого

      Виды вопросов по цели использования

      Предназначенные для получения новой информации
      Предназначенные для подтверждения какой-либо информации
      Предназначенные для выявления тенденции к социально желательному поведению
      Вопросы по форме
      В зависимости от предполагаемой формы ответа вопросы разделяются на открытые, закрытые и вопросы с множественным выбором.
      Открытые вопросы предполагают свободную форму ответа, закрытые вопросы предполагают варианты ответа «Да» или «Нет», вопросы с множественным выбором содержат несколько вариантов ответа
      По форме вопроса выделяют прямые и косвенные вопросы.
      Прямые вопросы применяются обычно для получения информации о наличии каких-либо фактов или событий в жизни обследуемого, а также для выявления социально одобряемых установок и мнений.
      По характеру обращения к личному опыту обследуемого выделяют личные и безличные вопросы.
      Личные вопросы обращаются к личному опыту обследуемого, не связанному с общественным мнением.
      Безличные вопросы выявляют мнение обследуемого путем соотнесения его с общепринятыми суждениями или мнением какой-либо социальной группы.
      По ограничению количества ответов
      Вопросы подразделяются на дезъюктивные, в которых предлагается выбрать один вариант ответа, и конъюктивные, предполагающие выбор нескольких вариантов ответа, в шкалированных вопросах используется оценка ответов по балльной системе.
      Правила формулировки вопросов:
      1
      вопрос должен соответствовать теме анкетирования и цели обследования
      2
      вопрос должен быть лаконичным и точным
      3
      каждый вопрос должен быть логически отдельным, т.е. содержать только одну мысль
      4
      вопрос должен быть понятным для обследуемого и не должен содержать научных терминов, малознакомых иностранных слов, сленговых выражений
      5
      вопросы должны содержать нейтральные формулировки; недопустимо, чтобы в формулировке вопроса транслировалось определенное отношение к предмету опроса
      6
      при формулировке вариантов ответов первыми должны быть предложены наименее вероятные варианты
      7
      формулируя варианты ответов для закрытых вопросов с множественным выбором, нужно предложить максимальное количество возможных вариантов ответов
      8
      формулировки вариантов ответа должны быть в равной степени пригодны для ответа и социально приемлемы
      9
      наличие вариантов ответа, позволяющих выразить неопределенное мнение, дающих возможность уклониться от ответа, снижает напряженность обследуемого, что способствует повышению достоверности ответов.
      Структура задаваемых вопросов
      1

      Последовательность вопросов

      2
      Обращение к обследуемому с просьбой ответить на ряд вопросов
      3
      Указать организацию, проводящую анкетирование, цели и способы использования полученной информации
      4
      Оговаривается вопрос анонимности анкетирования, приводятся четкие и понятные инструкции по заполнению анкеты
      Сферы использования интервью достаточно обширны. Интервью применяют в журналистике, статистике, педагогике, управлении, психологии и некоторых других сферах
      Интервью
      Интервью – это вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя.
      Одна из главных составляющих интервью – вопросник. От его грамотного составления зависит достижение поставленной исследователем цели
      По степени формализации различают следующие типы интервью:
      1
      Свободное интервью
      Это длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие интервью могут продолжаться до трех часов.
      Группы опрашиваемых при свободном интервью невелики (10–20 человек), их ответы записывают с максимальной точностью. Для обобщения результатов применяют контент-анализ (анализ содержания)
      2
      Стандартизированное интервью
      Включает общий план опроса, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов. В стандартизированном интервью преобладают закрытые вопросы. В зависимости от цели проведения стандартизированное интервью может быть клиническим или фокусированным.
      3
      Полустандартизированное интервью
      Сочетание свободного и стандартизированного. В процессе полустандартизированного интервью допускаются отступления от последовательности вопросов, свободные высказывания респондентов и т. п.
      По процедуре проведения
      1
      Направленное интервью 
      проводят многократно с одними и теми же респондентами через определенные промежутки времени. Цель такого интервью – учет изменения мнений респондентов по исследуемой проблеме
      2
      Ненаправленное интервью
      проводится однократно со случайной выборкой.
      Можно выделить следующие достоинства интервью как метода исследования:
      • С его помощью возможно получение глубинной информациио мнениях респондентов
      • Во время интервью имеется возможность наблюдения за психологическими реакциями респондентов
      • Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает полноту реализации опросника, а также более серьезное отношение респондента к опросу
      Основные этапы работы исследователя по построению вопросника для стандартизированного интервью или анкеты:
      1. определение характера информации, которую необходимо получить
      2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы
      3. составление первого плана вопросника
      4. предварительная проверка этого плана путем пробно интервьюирования
      5. исправление вопросника (если исправления существенны, необходима еще одна пробная проверка) и его окончательное редактирование
      Типы вопросов
      1 Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, заработной плате и т. п.
      2 Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Здесь имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц. Полученная при этом информация должна быть оценена с точки зрения ее достоверности.
      3 Вопросы, выявляющие мнения о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом.
      Э. Кэнтрил отмечает следующие способы измерения интенсивности:
      • оценка интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике;
      • самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его мнение сильным или слабым;
      • самооценка опрашиваемого по "графическому термометру" (т.е. по специальной шкале, которая позволяет измерять "температуру" отношения, -- чем выше эта "температура", тем сильнее выражение данного отношения).
      Ошибки журналистов: ведущие и их гость по-разному видели стиль интервью. Джон Стюарт был готов к беседе о серьезной политике, как заявляла реклама передачи, тогда как ведущие пытались придать беседе юмористический лад.
      Возможности исправить: формат шоу не позволял ведущим изменить стиль ведения интервью, здесь вина лежит на продюсерах и сценаристах, которые не осознали, что «обстрел» гостя вопросами не приведет к конструктивной беседе, а лишь разозлит интервьюируемого. Они также назвали передачу «политической», хотя всё, что она делала - развлекала, ведущие никогда не позволяли гостю обсуждать действительно важные проблемы. Crossfire было закрыто вскоре после выпуска со Стюартом.
      Джон Стюарт на Crossfire (2004)
      Ошибки журналиста: он попытался превратить предметное интервью в провокационное (с 4 минуты), уходя от главной темы беседы (премьера фильма) к совершенно посторонней (прошлое Гибсона), чем вызвал ярко отрицательную реакцию своего гостя.
      Рекомендации: не затрагивать темы, которые могут серьезно оскорбить гостя, придерживаться заданных стиля и цели интервью.
      Интервью Дина Ричардса с Мелом Гибсоном (2010)
      Работу выполнили
      Студентки 3 курса, института психологии, группы 19-50 
      • Александра
        Любит вкусную еду и картинки, поэтому это простая красота ее рук 
        Хотела придумать цитату в моем духе, но все мысли занял сериал
      • Карина
        Любит музыку и считает, что она сборник песен
        "Если бы я мог тебя включить, если бы я мог свести тебя с твоего жалкого ума, если бы я мог тебя различить, я дал бы тебе знать"
      • Любовь
        Любит Шерочку, дождь и кофе
        "Кровь был бы кровь пролить и я не прочь
        Когда бы кровь могла тебе помочь"