Контент-анализ как метод психологического исследования
Подготовили Лымарь Ксения и Шевченко Анастасия
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Объектом изучения является содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Особенности
Строгость
Систематичность
Социальный контекст
Фиксация определённых единиц содержания
История метода
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США.
В силу распространения метода ученые начали его применение в области политической пропаганды.
Проведенное в годы Второй мировой войны X. Ласуэллом контент-аналитическое исследование текстов американской газеты «Истинный американец» позволило доказать профашистскую направленность издания, что послужило поводом для его закрытия
Сферы применения
27,7%
Антропология, социология
25,9%
Науки о коммуникации
21,5%
Политические науки
Принципы контент-анализа
Принцип формализации
чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик
Принцип статистической значимости
чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой
Категории контент-анализа
должны быть:
Исчерпывающими
Взаимоисключающими
Надежными
Уместными
Смысловыми единицами могут быть:
понятия, выраженные в отдельных терминах;
темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
имена, фамилии людей;
события, факты и т. п.;
смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицами счета могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
применяется при составлении таблиц, компьютерных программ, специальных формул и статические расчёты понятности и аттрактивности текста.