– это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Виды наблюдения
По включенности исследователя в процесс наблюдения:
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения наблюдения:
1
Определение цели наблюдения
Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы.
2
Обрисовка объектов наблюдения
Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
3
Разработка схемы (плана) наблюдения
Подготовить документы, в том числе - формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя.
4
Выбор способов фиксации результатов
Это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
5
Выбор методов анализа полученных результатов
Исследователь должен помнить, что необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.
6
Проведение наблюдения
Влияние личности исследователя на результаты
Влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей чрезвычайно велико. В ходе наблюдения исследователь устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. А.А. Ершов (1977) выделил следующие типичные ошибки наблюдения:
Гало-эффект
Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
1
Эффект снисхождения
Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
4
Ошибка контраста
Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
5
«Эффект ореола»
Результаты наблюдения за поведением человека в нескольких жизненных ситуациях переносятся на его поведение вообще, во всех ситуациях и всегда.
6
Эффект «ложного согласия»
Наблюдатель в оценке поведения наблюдаемого человека следует мнению, сложившемуся о нем у окружающих и выражающемуся формулой «все так говорят».
7
Ошибка «средней тенденции»
Связана со склонностью ориентироваться в оценке человека на его типичное поведение, а не на особые, отклоняющиеся проявления.
8
Ошибка «первого впечатления»
Возникает в основном неосознанно в результате переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека.
9
Ошибки наблюдения
Ошибки регистрации - это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.
Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.