Наблюдение как психологический метод
Понятие и цель метода
В психологии наблюдение - это метод изучения психических особенностей индивидов путём целенаправленного и планомерного восприятия явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение — метод пассивного и непосредственного исследования реальности.

Цель наблюдения: установление факта существования явлений для их последующей типологизации, классификации и пр.
Принципы организации наблюдения
С точки зрения общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу.
Нет воздействующих факторов, «пассивность» наблюдателя как регистратора психологических данных.
«Непосредственный» характер представленности данных. Реальность не изменяется исследователем.
Принятия решений о наблюдаемом факте не требуется, а в эмпирических данных и содержится знание о них. Тем самым предполагается возможность непосредственной представленности психологической реальности как наблюдаемых событий в разных формах их психического отражения наблюдателем.
Психологическое наблюдение как метод и методика
  • Субъект: человек-наблюдатель (даже если данные фиксируются аппаратурно, человек их потом воспринимает и описывает).
  • Познавательная цель делает процесс наблюдения опосредствованным и раздвигает горизонты познания за пределы обычной наблюдательности.
  • Предмет: поведение, эмоциональные проявления, контакты и групповые взаимодействия людей, высказываемые ими мысли и мнения, отстаиваемые ценностные предпочтения и их переживания (при возможности их экспликации, объективации, перевода в план внешне наблюдаемых показателей).
Что наблюдается в психологии?
С развитием психологии существенно изменялись и стали более разнообразными представления о том, что, собственно, можно рассматривать в качестве психологических данных. Современные концепции вследствие различий в общих теоретических позициях отвечают на этот вопрос по-разному.
Представления исследователей о том, что может быть наблюдаемо, определяется пониманием предмета изучения.
  • Поведение субъекта
  • Внешне различимые формы взаимодействия людей в группах (в частности, способы невербальных коммуникаций)
  • Языковое сознание личности, выраженное в речи.
  • Экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта

Этапы исследования методом наблюдения



  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.
    Критерии оценки результатов
    С точки зрения общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу.
    Надежность
    Связывается как со степенью стабильности результатов, получаемых в разное время и различных ситуациях, так и со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же событии (согласованность данных наблюдения).
    Валидность
    характеризует достоверность данных как представленность в них истинных, а не артефактных результатов.
    Воспроизводимость
    означает оценку возможности получения аналогичных результатов другими исследователями в подобных ситуациях.
    Ошибки наблюдений

    Известен ряд ошибок наблюдения, вызванных особенностями восприятия и личностью наблюдателя. Приведем ряд наиболее типичных ошибок, связанных с так называемыми «эффектами социального познания».

    Эффект первичности. Определяющее значение при восприятии личности другого человека играет первое впечатление. Именно оно оставляет наиболее сильный сенсорный след. Помня об этом, психодиагносту следует фиксировать данные с опорой на факты.

    Эффект проекции. Приписывание собственных нежелательных черт наблюдаемому лицу.

    Эффект установки и предубеждения. Приводит к субъективной, оценочной реакции в трактовке наблюдаемых фактов.

    Эффект ореола. Данное искажение связано со склонностью наблюдателя обобщать увиденные проявления и автоматически переносить их на более широкий диапазон жизненных ситуаций и временных отрезков. Вокруг наблюдаемого лица может возникнуть ореолы: «зануда», «веселый», «храбрец», «хвастун» и т.д. Общее впечатление от человека переносится на оценку частных свойств его личности. При этом возможность проявления иных, не укладывающихся в созданный ореол характеристик исключается."

    Эффект «средней тенденции». Склонность ориентироваться на стандартные, общепринятые для лиц данного возраста и пола поведенческие проявления. Игнорируя или отсекая как неважные, непривычные поведенческие реакции, психодиагност совершает ошибку. Диагностическая важность таких проявлений крайне важна, а в некоторых ситуациях бесценна. Именно через регистрацию особых поведенческих проявлений психодиагност приближается к индивидуальности наблюдаемого лица.

    Эффект «ложного согласия». Психодиагност, осуществляя трактовку фактов наблюдения, руководствуется не собственным мнением о наблюдаемом человеке, а слепо принимает на веру мнения окружающих и опирается на них при анализе данных наблюдения.

    Эффекты, связанные со стереотипами восприятия. Данные ошибки возникают в результате неосознанного переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека. Широко известны возрастные, половые, профессиональные, этнические стереотипы и стереотипы по внешности.

    Эффект снисхождения. Заключается в тенденции давать положительные оценки. Наиболее часто проявляется в случаях, когда психодиагност и обследуемое лицо имеют разные социальные статусы.
    Виды наблюдения


    1) Свободное и целенаправленное;

    2) Систематическое и несистематическое;

    3) Наблюдение на предварительном, заключительном этапах и в процессе совершения явления (события, деятельности);

    4) Внешнее и включенное;

    5) Полевое и лабораторное;

    6) Лонгитюдное, периодическое и однократное (единичное);

    7) Стандартизированное и нестандартизированное.

    Фиксирование данных
    Наблюдаемые данные фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей .
    Протокол
    форма записи при периодических наблюдениях, чаще всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает наблюдаемые события в порядке, в котором они происходили. Выборочный протокол фиксирует события в хронологическом порядке, но лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с «объектом».
    Дневник
    форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении ежедневно один раз в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда параметры исследуемых явлений четко определены, можно фиксировать их в таблицах в структурированной форме.
    Mind-map
    Инфографика
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Диянова, З. В.
    Общая и экспериментальная психология. Практикум : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева, О. П. Фролова ; под общей редакцией О. П. Фроловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11863-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 221 — URL: https://urait.ru/bcode/492888/p.221 (дата обращения: 06.02.2022).

    Дружинин, В. Н.
    Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 379 — URL: https://urait.ru/bcode/494409/p.379 (дата обращения: 06.02.2022).

    Корнилова, Т. В.
    Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05187-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 44 — URL: https://urait.ru/bcode/491575/p.44 (дата обращения: 04.02.2022).

    Носс, И. Н.
    Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов / И. Н. Носс. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02679-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 195 — URL: https://urait.ru/bcode/489514/p.195 (дата обращения: 06.02.2022).

    Авторы:
    Алексей
    Екатерина
    Анастасия