Контент-анализ
Подготовили студентки 3 курса института психологии РГПУ им. Герцена Примакова Анастасия и Генералова Арина, группа 19-50
Что это такое?

Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках.

Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке.

«Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей.

Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

История метода
Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста.
Первые примеры использования
Первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности.
Контент-анализ как полноценная методика
Всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США.
Термин content analysis
Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX — нач. XX вв. американские журналисты Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж. Кайзер.
Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.
В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны.
В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.

Сферы применения
Социология
Политология
Психология
Управление персоналом
PR
История

Антропология

Литературоведение
Частота применения
28%
Антропология и социология
26%
Теории коммуникации
22%
Политические науки
Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.
Особенности метода
Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью.
Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.
Объект в контент-анализе – это содержание разнообразных рекламных сообщений, публичных выступлений, печатных изданий, кинофильмов, передач, документов, художественных произведений.
Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

- понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

- символами;

- мыслями, суждениями;

- темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

- именами и фамилиями людей;

- фактами, событиями;

- персонажами, героями, группами и классами персонажей;

- смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

Выделение отдельных единиц счета
  • Число строк, знаков, абзацев, колонок
  • Протяженность текста
  • Площадь текста, на которой наложены смысловые единицы
  • Количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом
  • Метраж пленки для аудио- или видеозаписей
  • Продолжительность трансляции звуковых сообщений
Контент-анализ в психологии
Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности.
  • От исполнителя требуется повышенная квалификация.
  • Он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения.
  • Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.
Критерии оценивания контент-анализа в психодиагностике:
Достоверность
Валидность
Надежность
Объективность
Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик.
· Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ.
· Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации.
Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:
Этапы проведения контент анализа
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение
• заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
• один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
• заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
• сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
• частота появления сообщений;
• способ распространения сообщений;
• место распространения сообщений;
• время появления сообщений.
Формирование выборочной совокупности сообщений
В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Выявление единиц анализа
Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:
• она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
• она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
• она должна легко идентифицироваться;
• число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер
В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта.
Непосредственно процедура подсчёта
Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования
Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

Список источников
  1. Ведмеш, Н. А. Контент-анализ / Н. А. Ведмеш. — Текст : электронный // Психология и психиатрия : [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.04.2022).
  2. Контент-анализ. — Текст : электронный // Википедия : [сайт]. — URL: https://clck.ru/epqHD (дата обращения: 12.04.2022).