Графические методы
Подготовили студенты группы 19-50 Дзуцева Софья, Божедонова Анастасия, Пономаренко Дмитрий
Содержание
История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
Этапы развития детского рисунка
Основные критерии психологического анализа рисунка
Практический блок
Интерпретация
Библиографический список
История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов. В этой графической форме сняты те жесткие ограничения на письменную речь (тексты), которые сформировались к настоящему времени в той или иной культуре и вылились в стандартные правила написания буквенных и иных символов. Поэтому в рисунке заключен значительный объем информации об индивидуально-психологических особенностях его автора.
Рисунок - изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.
Рисунок - один из древнейших видов искусства. В первобытном искусстве рисунок неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине). В эпоху палеолита -- это, в основном, жизненно важные сюжеты изображения животных и сцен охоты, в эпоху неолита - это рисунки-схемы (часто переходящие в орнамент). Уже на раннем этапе развития изображение выражает на плоскости разные точки зрения на предмет. В древней живописи соотношение изображаемых явлений было не только пространственным, но и смысловым. Древние художники ради смыслового выделения часто рисовали фигуру военачальника в несколько раз больше, чем фигуры его воинов. Это были первые композиционные акценты живописи, не знавшей перспективы.
В эпоху средневековья линейный рисунок развиваете как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей декора. Начальный контур изображение при выполнении сложных комбинаций (например, в иконописи) носит схематичный и орнаментальный характер. Рисунок как вид графики занимает важное место в оформлении средневековых манускриптов. Композиция акцентировала не удаленность предмета от глаза наблюдателя, а его смысл и значение.
В эпоху Возрождения изобразительное искусство становится ведущим. В нем отражается эпоха, порыв к полноте бытия, к его духовным и чувственным радостям. Особое внимание художник и уделяют передаче возрастной анатомии человека (дитя на руках мадонны Литты Леонардо да Винчи -- это не карлик, не уменьшенный взрослый, как это было до Возрождения, а действительно младенец). Воспроизводится анатомия движущегося человеческого тела (Микеланджело).
В последующие периоды углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики - линейные соотношения, воспроизведение формы предметов передача их освещенности, соотношения света и тени и т.д.
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу) - вид изобразительного искусства, включающий не только рисунок, но и печатные художественные произведения: гравюру, литографию и другие, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающш собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями: контурные линии, штрихи, пятна.
Нужно напомнить, что сам термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму или каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX-начале XX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка. Стилистические средства графики стали весьма разнообразными -- от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций: изобразительных, декоративных, штриховых, обладающих лаконичностью, гибкостью, разнообразием.
С конца XIX -- начала XX вв. различают книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную графику (почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Получает развитие политический рисунок, отражающий политические взгляды, убеждения, расстановку политических сил и личные особенности политических лидеров. Распространяется также жанр путевых зарисовок, документально точно повествующих о повседневной жизни людей.
С начала XX в. рисунок самостоятельно развивается под воздействием сменяющих друг друга направлений, оттачивается профессиональное мастерство рисовальщиков, возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личностного видения, индивидуального восприятия жизни.
Так складывался рисунок, занимая свое достойное место в изобразительной культуре человечества, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора.
Несомненно, что для психолога-практика, использующего графические методы важно иметь представления о генезисе изобразительной и графической деятельности людей. В тоже время - психологически проанализировать филогенез (историческое развитие) этой деятельности чрезвычайно трудно: ее история представлена весьма фрагментарно из-за давности возникновения и утраты многих и многих промежуточных образцов. Поэтому здесь уместно обращение к онтогенезу рисунка: чрезвычайно интересно проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре, т. е. стадии развития изобразительной деятельности растущего индивида. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка само по себе важно для психодиагностики: ведь рисунок позволяет определить уровень психического развития ребенка в целом и его изобразительной деятельности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностике важно уметь видеть отсчетную точку -- ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относительно общих и индивидуальных особенностей личности.
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний.
Так, в 1887 г. вышла книга итальянского исследователя Коррадо Ричи "Дети-художники", которая в 1918 г. была переведена на русский язык. В 1913 г. выходит работ Жоржа Рума (Франция) "Графический язык ребенка".
В Германии изучение детского рисунка обобщается в работах К. Лампрехта, Ф. Флейдер в книге "Рождение образа".
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом.
Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Ж.Пиаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету.

Этапы развития детского рисунка

Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.
Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения.
Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.
На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.
Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. На этом уровне еще невозможно говорить о произвольности самого «рисуночного» движения, регуляции его силы и направления.
Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.
Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей.
Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко.
То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка.
Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.
Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет).
Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).
Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями (В.В. Зеньковский).
По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» (В.С. Мухина, 1985). После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения.
В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер).
На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.
Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги.
В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.
Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Например, изображение человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован.
Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.
Примеры детских рисунков на разных этапах развития
1,2. Катя, 1 г. 9 мес.
Первая стадия доизобразительного периода ("марание"
Сережа, 2 г. 10 мес. Машина и человек
Третья стадия доизобразительного периода
Катя, 3 г. 9 мес. Человек
Первая стадия изобразительного периода (схематическое изображени)
Анна, 4 г. 10 мес. «Дом — дерево — человек»
Вторая стадия изобразительного периода
Женя, 6 лет 2 мес. Рисунок семьи
Стадия правдоподобных изображений

Основные критерии психологического анализа рисунка

Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации рисунков. Главным является то, что рисует испытуемый в рамках заданной или на свободную тему, как он это делает (эмоции, комментарии, действия, их характер), адекватность содержания рисунков. Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются следующие характеристики: качество линий (нажим), размер рисунка, расположение рисунков на листе, экспозицию, упорядоченность, симметрию, линию основания в рисунках, стирание, детали рисунка, тени и прозрачность. Очень важно при анализе рисунков взглянуть на всю картину в целом и сделать выводы, соотнося все характеристики и содержание нарисованного.
Качество линий (нажим)
Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия.
Необычно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения, проявление напряженности, воли, тенденции к преодолению сопротивления.
Очень легкие, слабые, отрывистые поверхностные линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личных проявлениях.
Размер
Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.
Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся во вне потенциал, либо экспансивность, агрессивность. Также люди с чувством приниженности или неадекватности могут выполнить рисунки больших размеров в результате действий компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место ,в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.
Мелкие рисунки отражают чувства приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Также это может указывать на депрессивное и «зажатое» поведение в результате стресса.
Расположение рисунка на листе
Если рисунок занимает центральное положение на листе. это указывает на нормальную, безопасно чувствующую себя и вполне благополучно личность. Особенно, если при этом на листе изображено еще несколько фигур, которые хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу.
Если рисунок расположен в правой части листа , то это указывает на тенденцию к интеллектуализированию, а иногда на сильное сдерживание чувств. Расположение рисунка в правой части листа указывает на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности или на то, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас».
Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение при стремлении к немедленному эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа.
Расположение в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В детских рисунках расположение в верхней части листа отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии. Также это расположение указывает на хорошо развитую интеллектуальную активность.
Расположение рисунка внизу листа указывает на чувства незащищенности, возможно депрессивные тенденции или пораженческие аттитюды. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.
Экспозиция рисунка
Рисунок представленный как бы в проекции, «взгляд снизу», отражает чувства отражения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны такого типа людей.
Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосходства, возможно, возникающие как компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.
Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни.
Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.
Симметрия в рисунке
Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование, а иногда на наличие навязчивостей (обсессивно-компульсивную симптоматику). Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми.
Выраженная ассиметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью, чрезмерной спонтанностью.
Линия основания в рисунках
Прорисовки линий основания в рисунках типичных для людей, которые испытывают чувство нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности путем создания твердого фундамента.
Стирание нарисованного
Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность и достижения.
Затертые места в рисунке указывает на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках так же может быть связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством, не удовлетворенностью собой и огромным чувством беспокойства. В случае, если стирание в рисунке чрезвычайно много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности (навязчивости).
Детали рисунка
Недостаток деталей в рисунках может указать на психосамотические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности, различного рода вытеснения.
Чрезмерная детализация может быть связана с регидностью , чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью).
Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей.
Тени в рисунках
Заштриховка, тени в рисунках означают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несет с собой конфликт и тревогу.
Цвет в рисунках
Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков.
При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.
- Красный цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле.
- Оранжевый цвет связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда этот цвет указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличии амбивалентных импульсов.
- Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию.
- Зеленый цвет – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Зеленый указывает на наличие желания – настоять на своем, самоутверждение, желание доминировать.
- Голубой и синий цвета отражают спокойствие, тишину, хорошо контролируемые эмоции. Голубой связан также с некоторой холодностью, дистанцинированностью, стремлением к выходу из ситуации.
- Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, на рисованной этим цветом. Значениями фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению.
- Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, стремлением к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.
- Белый цвет - цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.
- Серый цвет отражает невключенность, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.
- Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивание, символизирует неизвестность.
- Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией темных мыслей и страхов.
Наблюдение за ходом рисования
Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того как выполнить задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию.
Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошо.
Обычно большинство людей выполняют рисунок в течении 5 минут, но иногда встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту, другим, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее чем за одну минуту это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случае, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается регидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность к поддержке.
Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке. В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними.
При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.
Классификация графических методов
1.По запланированности: запланированные экспериментатором/ случайные (как анализ продуктов деятельности). Случайные также разделяются по степени осознанности акта рисования: непроизвольные (пометки и каракули на полях тетрадей) и произвольные (картины, рисунки, наброски и т.д.). Случайные достоверным методам психодиагностики отнести нельзя, но, к примеру, в условиях консультации могут быть полезны;
2.По средствам выполнения: (черно-белые/ цветные; карандашами/ ручками/ красками - кистями/ руками, и т.д.);
3.По форме проведения: групповая/ индивидуальная (предпочтительнее индивидуальная, сопровождаемая наблюдением и беседой);
4.По степени направленности: тематические/ на свободную тему. Тематические делятся на прямы и косвенные;
5.По степени ограниченности используемых элементов: ограниченное (рисунки из заданных фигур с заданным размером или числом элементов)/ частично ограниченное (рисунки из заданных фигур или с обязательным использованием некоторых элементов)/ не ограниченное.
Проективная методика «Рисунок факультета»
Возьмите лист А4, цветные карандаши и нарисуйте ваш факультет.
Рисуночный тест «Я и группа»
Возьмите лист А4 и нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему «Я и группа». Рисуйте то, что приходит вам в голову. Укажите в этом рисунке себя и остальных членов группы.
Методика «Рисунок семьи»
Возьмите лист белой бумаги, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Нарисуйте, пожалуйста, свою семью.
Интерпретация
Проективная методика «Рисунок факультета»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
· цветовая гамма
· линия и характер рисунка
· сюжет рисунка
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение студентов, идущих в институт или сидящих за партами, преподавателя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.
Анализ результатов
6-5 баллов – у студента сложилось эмоционально благополучное отношение к институту и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с преподавателями.
4-2 балла – у студента есть некоторая тревога по поводу обучения.
1-0 баллов – у студента явно выраженный страх перед институтом и процессом обучения.
Рисуночный тест «Я и группа»
Может быть использован в следующих целях:
· в целях актуализации осознания участниками себя как члена группы и своего места в системе групповых межличностных отношений;
· в целях диагностики особенностей отношения человека к группе и восприятия им своего места в этой группе.
Многократное использование теста «Я и группа» дает возможность изучить динамику отношений личности к группе.
Критерии, позволяющие диагностировать отношение участника к группе:
· Особенности изображения группы (группа не структурирована; группа разбита на подгруппы; группа изображена как единое целое).
· Месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы; в группе (среди других); на периферии группы; вне группы; в одной из подгрупп).
· Соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы; величина «Я» равна величине других членов группы; величина «Я» меньше величины других членов группы).
Методика «Рисунок семьи»
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
Интерпретация делится на три части:
1. анализ структуры рисунка;
2. анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
3. анализ процесса рисования.
1. Анализ структуры рисунка.
Ожидается, что человек, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм;
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым.
Люди уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, человек как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.
Большой интерес представляют те рисунки, в которых человек не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.
Как указывалось выше, человек может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.
2. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
Данный вид анализа может дать информацию об эмоциональном отношении рисующего к отдельному члену семьи и т. д.
При оценке эмоционального отношения к членам семьи следует обращать внимание на следующие элементы графических презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и «Я-образе» автора рисунка можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
3. Анализ процесса рисования.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
Анализ процесса рисования требует творческого использования всего практического опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз эта часть интерпретации полученных результатов часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию.
Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такая презентация указывает на воспринимаемую значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства в отношении к этой фигуре. Однако если появившаяся первой фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов.
Стирание нарисованного и перерисование может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации – можно судить о конфликтном отношении к этому человеку.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться.
Библиографический список
1. Зеньковский В.В. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924.
2. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. — М., 1960.
3. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985.
4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
5. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.
6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.
7. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: Академия, 1996.
8. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978.
Mind-mapping
ССЫЛКИ
Ссылка на "Печа-куча":
https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pptx?sk=yb807cbb16d208c8207d9d690a7e881cc
Ссылка на Quizlet:
https://quizlet.com/ru/691292220/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-flash-cards/
Ссылки на игры: https://learningapps.org/watch?v=pdem7yson22
Команда
Attention!
This template requires custom fonts. Set them up manually before using this template.
Heading font: Le Murmure
Body text font: DM Sans

How to set up font:

  • Download Le Murmure Font: https://fontesk.com/neutral-face-typeface/
a. Open the downloaded folder le-murmure-master → fonts → webfonts → Le_Murmure-Regular_web.woff.
b. Go to Site Settings → Fonts and Colors → Custom Settings → Your Own Font → Upload Font Files
c. Upload Le_Murmure-Regular_web to BOLD.
Under "Font Name," enter custom name for the font, e.g., Le Murmure. Save changes.
e. In Site Settings → Fonts and Colors → Your Own Font, assign Le Murmure as Heading Font Family Name.
5. Save changes

  • Go to Site Settings → Fonts and Colors → Custom Settings → Google Fonts
a. Fill out the following input fields: https://fonts.googleapis.com/css2?family=DM+Sans:wght@400;500;700&display=swap
b. In Site Settings → Fonts and Colors → Google Fonts/Adobe Fonts, assign DM Sans as Body Text Font Family Name
c. Save changes

In the page editor, update fonts for each block. See the template demo as a reference: http://yellow-template.tilda.ws.

Save changes. Done!

Learn more about setting up fonts:
https://help.tilda.сс/fonts